Установите соответствие между подходами к соотношению обучения и развития в возрастной психологии и их авторами
обучение и есть развитие < У.Джемс, Э.Торндайк, Дж.Уотсон, К.Коффка
обучение – это только внешнее условие созревания, развития < В.Штерн, Ж.Пиаже
обучение не тождественно развитию, но они находятся в единстве, причём обучение, опережая развитие, стимулирует его < Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, П.И.Зинченко, В.В.Давыдов
Установите соответствие между понятиями концепции развития Л.С.Выготского и их определениями
центральное новообразование < новообразование, ведущее весь процесс развития и характеризующее перестройку всей личности ребёнка в целом на новой основе
центральные линии развития < процессы развития, которые более или менее связаны с основным новообразованием
побочные линии развития < частичные процессы, изменения, совершающиеся в данном возрасте
Установите соответствие между понятиями культурно-исторической концепции Л.С.Выготского и их определениями
культурные знаки < особые орудия, оперируя которыми, субъект, воздействуя на другого, формирует свой собственный внутренний мир (например, язык)
значения < обобщения, когнитивные компоненты сознания
смыслы < аффективно-мотивационные компоненты сознания
Установите соответствие между понятиями теории психического развития А.Н.Леонтьева и их содержанием
источник психического развития ребёнка < человеческая культура
движущие силы психического развития ребёнка < возрастные изменения деятельности ребёнка
развитие < процесс самодвижения, имеющего спонтанный характер и внутренние законы
главное внутреннее противоречие психического развития ребёнка < противоречие между необходимостью и потребностью осуществления деятельности и отсутствием тех мотивов, целей, действий и операций, посредством которых она может быть реализована
Установите соответствие между понятиями эпигенетической теории жизненного пути личности Э.Эриксона и их содержанием
эпигенетический принцип < всё, что растёт и развивается, имеет общий план, из которого развиваются отдельные части
эго-идентичность < личностная целостность, которая создаёт у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я»
кризисы идентичности < переход от одной формы Эго-идентичности к другой, «поворотные пункты» развития
Установите соответствие между понятиями, касающимися детских кризисов в концепции Д.Б.Эльконина, и их содержанием
кризисы < переломные точки, отделяющие один возраст от другого
кризисы 1 года и 7-ми лет < кризисы мировоззрения, которые открывают ребёнку ориентацию в мире вещей
кризисы 3-х лет и 11-ти лет < кризисы отношений, вслед за которыми возникает ориентация в человеческих отношениях
Установите соответствие между понятиями, определяющими переход от органического к психическому, и их конкретными проявлениями в теории развития А.Валлона
эмоции < крик новорождённого как первоначальная физиологическая реакция, под влиянием взрослых становящая психической
моторика (движение) < телесные движения маленького, ещё не говорящего ребёнка
подражание и социум < реакции ребёнка, дополненные и объяснённые взрослым, в связи с чем возможен переход ребёнка от действия к мысли
Установите соответствие между понятиями, определяющими переход от органического к психическому, по теории развития А.Валлона, и их содержанием
эмоции < симбиоз органического и психического; появляются раньше всего остального и объединяют ребёнка с социальным окружением
моторика (движение) < свидетельство психической жизни, несущее функцию выражения эмоций и осуществления локомоции, схватывания, манипуляции
подражание < действия по образцу, по социальной модели, которая усваивается субъектом
социум < социальное, включённое в биологическое как абсолютная необходимость
Установите соответствие между стадиями жизненного пути личности, выделенными Э.риксоном, и противоположными возможностями, им соответствующими
младенческий возраст < основополагающая вера и надежда против основополагающей безнадёжности
раннее детство < автономность против стыда и сомнений
дошкольный возраст < инициативность против чувства вины
школьный возраст < трудолюбие против неполноценности
Установите соответствие между стадиями жизненного пути личности, выделенными Э.Эриксоном, и противоположными возможностями, им соответствующими
отрочество и юность < индивидуальность против ролевого смешения
молодость < близость против одиночества
зрелость < производительность – генеративность против застоя
старость < целостность личности против отчаяния