Установите соответствие между кризисами развития и стадиями, на которых они происходят, по периодизации В.И.Слободчикова
кризис самоидентичности («так жить нельзя»0 < кризис рождения
поиск новых форм «со-бытийности» < стадии принятия
кризис «со-бытийности» («хочу быть, как ты») < кризис развития
поиск новых способов самоопределения, «само-бытности» < стадии освоения
Установите соответствие между междисциплинарными связями возрастной психологии и их содержанием
детская психиатрия < помогает понять специфические механизмы нарушений психического развития ребёнка
общая психология < позволяет лучше понять особенности функционирования и развития памяти, мышления, чувств и т.д. на разных возрастных этапах
педагогическая психология < реализует рекомендации и выводы возрастной психологии в стратегиях обучения и воспитания
Установите соответствие между методами исследований в возрастной психологии и их определениями
наблюдение < преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения
лонгитюдное исследование < изучение развития одного и того же испытуемого длительное время
самонаблюдение < словесный отчёт о том, что видит, чувствует, переживает, делает сам человек
психологический анализ продуктов деятельности < изучение результатов деятельности (детских рисунков, стихов и дневников подростков, художественных произведений взрослых)
Установите соответствие между методами исследований в возрастной психологии и их определениями
метод близнецов < изучение сходства и различия между монозиготными и гетерозиготными близнецами
анкетирование < метод выявления биографических данных, мнений, ценностных ориентаций, установок и личностных черт опрашиваемого
биографический метод < способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности
тестирование < краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различий
Установите соответствие между направлениями, известными в возрастной психологии, и конкретными теориями, к ним относящимися
когнитивные теории < теория происхождения и развития интеллекта Ж.Пиаже; теория морального развития Л.Колберга
культурно-историческое направление < теория развития психики А.Валлона; культурно-историческая концепция Л.С.Выготского
деятельностный подход < теория деятельности А.Н.Леонтьева
Установите соответствие между научными категориями возрастной психологии и их содержанием
объект возрастной психологии < возрастные изменения психики, личности, поведения и жизнедеятельности человека
предмет возрастной психологии < законы, закономерности, тенденции изменения психики, личности, поведения и жизнедеятельности человека в течение его жизни
центральная научная категория возрастной психологии < психическое развитие
Установите соответствие между основными понятиями теории детского развития Р.Сирса и их содержанием
центральный компонент научения < зависимость
подкрепление зависимого поведения < получение внимания
ассоциация поведения < присутствие матери и комфорт ребёнка
Установите соответствие между основными рядами изменений в развитии и их определениями
филогенез < развите вида, предельная временная дистанция, включающая всю биологическую эволюцию от простейших до человека
онтогенез < индивидуальное развитие человека, начинающееся с момента зачатия и завершающееся с концом жизни
антропогенез < развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и в культурном, часть филогенеза, (от возникновения человека разумного и до сегодняшних дней)
микрогенез < актуальный генез, охватывающий «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные психические процессы и развёрнутая последовательность действий
Установите соответствие между параметрами психического развития и их сущностью в западной психологии
условия развития < наследственность и среда
источник развития < внутренняя природа индивида
биологизаторская суть западных концепций < развитие есть приспособление человека к окружающей среде
Установите соответствие между параметрами психического развития и их сущностью в концепции Л.С.Выготского
движущая сила психического развития < обучение
зона ближайшего развития < зона формирования психического процесса в совместной деятельности ребёнка со взрослым
зона актуального развития < форма развития ребёнка после того, как психический процесс сформирован
Установите соответствие между параметрами психического развития и их сущностью в отечественной психологии
условия психического развития ребёнка < морфо-физиологические особенности развития мозга и общения
движущие силы психического развития < деятельность субъекта
первая социальная потребность ребёнка < потребность в общении со взрослым
критерий периодизации психического развития < ведущая деятельность