В главе «Сельская ярмонка» перед читателями предстает образ народной души, широкой во всех своих проявлениях. Здесь же автор показывает не только умение широкой русской натуры наслаждаться праздником безгранично, но и способность сострадать, готовность в трудную минуту прийти на помощь (образ Павлуши Веретенникова,
купившего ботиночки для внучки Вавилы). Не остается незамеченной и одаренность и острый ум русского народа, не просто наблюдающего балаганное представление, а и принимающего в нем самое активное участие. Но нет здесь и лишнего приукрашивания народного образа.
Некрасов обличает ограниченность крестьянского сознания, связанную с его невежеством и низкой эстетической воспитанностью. В главе «Пьяная ночь» народное гуляние достигает своего кульминационного момента, и на сцену выходит герой с сильным характером — Яким Нагой. Образ этого крестьянина утверждает очень важную мысль: в народной среде главенствующую роль играют духовные, а не материальные ценности. Этот образ крестьянина опровергает мысль о счастье как материальном благополучии.
Вся история жизни этого героя изменяет представление мужичков о счастье как спокойствии, деньгах и почете. Для Ермилы все эти «вещи» не имеют никакой ценности, и он с легкостью расстается с ними ради соблюдения народной правды. Что конкретно произошло с персонажем остается за рамками поэмы, но, видимо, несогласие Ермилы помогать государеву посланнику усмирять вотчину помещика Обрубкова и стало причиной заключения Гирина в острог.