Негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, деспотизм, все вместе составляющие трудновоспитуемость, – все это симптомы кризиса
(*ответ*) 3-х лет
7-и лет
подросткового периода
1-го года
Необходимость из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно связанных объектов, приобретающих значение и характер системных, – это принцип
(*ответ*) системности
развития
детерминизма
реальности
Необходимость при исследовании психологических явлений и личности человека выявлять их закономерные изменения в процессах фило-, онто- и социогенеза. Любое явление, рассматриваемое психологом, может получить адекватное объяснение, если оно становится предметом изучения в его развитии, – это принцип
(*ответ*) развития
детерминизма
системности
реальности
Новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период, – это
(*ответ*) возрастные новообразования
ведущая деятельность
защитные механизмы
кризисы возрастные
Одно из центральных понятий биологии, описывающее приспособление организма к условиям окружающей среды, широко применяется в тех психологических концепциях, где взаимоотношения индивида и окружения трактуются как процессы гомеостатического уравновешивания, - это
(*ответ*) адаптация
аккомодация
ассимиляция
идентификация
Описывая кризис одного года, Выготский выделяет в качестве центрального новообразования _ и указывает на динамику в области аффективной сферы
(*ответ*) речь
память
внимание
мышление
Определенная, качественно своеобразная ступень онтогенетического развития, обусловливаемая закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющая конкретно-историческое происхождение, – это
(*ответ*) психологический возраст
биологический возраст
уровень развития
уровень восприятия
Организация исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного периода, – это
(*ответ*) лонгитюдный метод
метод поперечных срезов
формирующий эксперимент
метод наблюдения
Особая познавательная позиция, занимаемая субъектом в отношении окружающего мира, когда явления и объекты рассматриваются только с собственной точки зрения, абсолютизация собственной познавательной перспективы и неспособность координировать различные точки зрения на предмет – это
(*ответ*) эгоцентризм
переживание
социализация
рефлексия
Отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку, в кризисе у ребенка проявляется в отказе подчиняться определенным требованиям взрослых, - это
(*ответ*) негативизм
либидо
мотивация
тревога базальная
Первый уровень экологической модели, который определяет ближайший контекст взаимодействия ребенка со средой, структура, включающая виды активности, социальные роли и межличностные отношения, реализующие развивающийся субъект в непосредственно данном окружении, характеризующимся определенными физическими, социальными и символическими чертами, инициирующими, разрешающими или подавляющими прогрессивно усложняющиеся формы межличностной интеракции или предметной активности с непосредственным окружением, - это
(*ответ*) микросистема
макросистема
мезосистема
подсистема