Установите соответствие между специализированными функциями социальной коммуникации и способами их актуализации в конкретных речевых актах:
контактоустанавливающая (фатическая) функция < актуализируется в устной и письменной формах коммуникации при помощи стереотипных вербальных высказываний и невербальных средств; типичное высказывание – «как дела?»
функция саморепрезентации < актуализируется в ситуациях, когда говорящий намеренно или ненамеренно, сознательно или бессознательно создает свой образ, который может соответствовать или не соответствовать его социальному статусу и коммуникативной роли; проявляется и ценностная ориентация говорящего, его самооценка
апеллятивная функция < обусловлена четкой социальной ориентацией – мы обращаемся по-разному к людям с разным социальным статусом, дифференцировано используя не только формы имени, но и формы обращения
побудительная функция < обусловлена коммуникативной установкой – побудить партнера выполнить какое-либо действие или совершить поступок; актуализируется в обиходно-бытовой сфере коммуникации при помощи эксплицитных средств выражения, которые выбираются в зависимости от статусно-ролевых отношений коммуникантов
регулирующая функция < играет важную роль в социальной ориентации коммуникантов, позволяя управлять такими формами коммуникации, как беседа, обсуждение договоров и контрактов, дискуссия и т.п.; актуализируется эксплицитно, обычно в официальных ситуациях (вербальные средства в стереотипных высказываниях)
ритуальная функция < возникла и сформировалась как особый вид коммуникативного взаимодействия и воздействия в ритуалах, связанных с официальными церемониями, религиозными обрядами, повериями и суевериями; выражается при помощи постоянного набора вербальных и невербальных средств – речевых формул)
перформативная функция < обладает специфической чертой – сообщает информацию, главным образом, о совершаемых действия и то, что высказывание и совершаемое действие эквивалентны
Установите соответствие между стадиями и этапами социализации и временем, которое они охватывают:
дотрудовая стадия социализации: ранняя социализация < охватывает время от рождения ребенка до поступления его в школу
дотрудовая стадия социализации: стадия обучения < включает весь период юности в широком понимании этого термина
трудовая стадия социализации < охватывает период зрелости человека
послетрудовая стадия социализации < в пользу существования этой стадии говорит ряд экспериментальных исследований сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста
Установите соответствие между типами аудитории и степенью ее вовлеченности в процесс массовой коммуникации:
потенциальная аудитория < аудитория, способная принять сообщение
реальная аудитория < аудитория, принимающая сообщение
воспринимающая аудитория < аудитория, запоминающая сообщение
действующая аудитория < аудитория, принимающая сообщение во внимание и действующая в соответствии с заложенной в нем информацией
Установите соответствие между функциями средств массовой коммуникации (СМК) и их сущностными чертами:
информационная функция СМК < связана с предоставлением аудитории актуальной информации, необходимой для функционирования общества и его институтов
регулятивная функция СМК < массовая коммуникация влияет на формирование общественного нения и создание социальных стереотипов
гедонистическая функция СМК < связана с разнообразными формами развлечения и рекреации, которые средства массовой коммуникации предлагают своей аудитории
парасоциальные отношения < подсознательно формирующиеся односторонние отношения между членами аудитории СМК и персонажами массовой коммуникации, реальные по своим последствиям
Факторы, обуславливающие социальные нормы речевой деятельности, выявлены:
(*ответ*) психолингвистикой
социолингвистикой
паралингвистикой
культурологией
Форма коммуникации, в которой в качестве коммуникаторов участвует группа и личность, входящая или не входящая в эту группу, – это:
(*ответ*) личностно-групповая коммуникация
аксиальный коммуникативный процесс
ретиальный коммуникативный процесс
межличностная коммуникация
Форма коммуникации, основанная на использовании технических средств размножения и передачи сообщений большим группам людей, – это:
(*ответ*) массовая коммуникация
средства массовой коммуникации (СМК)
целевая аудитория
аудитория средств массовой коммуникации