Основные типы экономического поведения в сфере труда (по Н.В.Полякову)
стратегия иждивенчества < ориентация на отказ от труда и на получение помощи
стратегия минимизации труда < ориентация на короткий рабочий день, нетяжелый труд и небольшие доходы
стратегия максимизация труда < ориентация на продолжительный рабочий день, интенсивный труд и высокие доходы
стратегия максимизации расходования рабочей силы < ориентация на выполнение вредных и опасных видов труда и высокие доходы
перспективный тип стратегии < ориентация на содержательный, развивающий труд, ведущий к высокому профессионализму
криминальный тип стратегии < отказ от труда и ориентация на девиантное поведение
Основные формы разрешения трудового конфликта
реорганизация < изменение организационно-трудового порядка, вызвавшего конфликт
трансформация < перевод социально-трудовых отношений из состояния конфликта в партнерство, сотрудничество путем переговоров
дистанцирование < исключение конфликтующих сторон из организационно-трудовых отношений путем перевода на другие рабочие места
игнорирование < умышленное невнимание к конфликту с тем, чтобы он разрешился сам собой
подавление < запрещение конфликтного поведения под угрозой административных санкций для одной или обеих сторон
конформное поведение < решение в пользу большинства, удовлетворение интересов более сильной в социальном плане стороны
Основные формы стимулирования труда
либеральное < привлечение работника к затратам усилий
жесткое < принуждение работника к затратам усилий
актуальное < оплата труда как источника повседневного существования
перспективное < удовлетворение потребностей в собственности, власти, престиже
прогрессивное < возрастание меры стимулов
регрессивное < убывание меры стимулов
Основные формы торговли
бартерная торговля < безденежный обмен одного вида товаров на другие
продажа благ за наличные деньги < непосредственный обмен денежных знаков на товар или услугу
реализация продукции по безналичному расчету < оплата производится по перечислению: по поручению покупателя банк снимает с его счета деньги и переводит на счет продавца
продажа товара наложенным платежом < потребитель, живущий далеко от торгового предприятия, получает желаемую вещь, выкупая ее путем перечисления денег продавцу
реализация товаров в кредит < покупатель получает благо, обычно внося за него небольшую плату и в обмен на обязательство выплатить остальные деньги в оговоренные сроки
Основные функции мотивов труда
ориентирующая < направляет поведение работника в ситуации выбора вариантов этого поведения
смыслообразующая < определяет собой субъективную значимость данного поведения для работника
опосредующая < мотив рождается на стыке внутренних и внешних побудительных сил, опосредуя их влияние на поведение
мобилизующая < концентрирует силы работника для реализации значимых для него видов деятельности
Основные функции социокультурных и воспитательных социальных институтов в процессе регуляции трудового поведения:
(*ответ*) защита тех ценностей и норм, которые в большей степени подвержены девальвации
(*ответ*) социализация индивидов через усвоение стандартов поведения
утверждение в трудовой среде императивных, общечеловеческих ценностей
включение индивидов в политическую систему общества
Основные функции социологии труда
познавательная < связана с расширением познания закономерностей социально-трудовых отношений
описательная < предполагает создание целостной картины жизни трудовых коллективов, различных групп и отдельных работников
образовательная < реализуется через распространение современных научных знаний, их теоретических методических основ; нацелена на повышение общей культуры работников, более четкое представление о своей роли в трудовом процессе
прогностическая < связана с возможностями отслеживать посредством конкретно-социологических исследований тенденции в изменении совокупности социальных показателей, характеризующих отклонения от нормального состояния социально-трудовых отношений, своевременно предусматривать развитие негативных тенденций
преобразующая < состоит в разработке на основе данных социальной диагностики модели социально-трудовых отношений, наиболее эффективных социальных технологий