В послеоктябрьский период (20-е - начало 30-х гг. ХХ в.) в России
(*ответ*) доминирующее положение занимает марксистская социология
(*ответ*) основным методом изучения социальной реальности становится статистический метод
(*ответ*) создается Центральный институт труда - ЦИТ во главе с А.К.Гастевым
появляются первые социологические учреждения, создается Институт международного рабочего движения
выходит в свет книга ленинградских социологов «Человек и его работа»
В реальной практике изучения социальной жизни социологи особое внимание уделяют неравенству
(*ответ*) условий жизни (благосостояние, образование)
личностному
возможностей достигнуть желаемых целей (шансы)
результатов, достижений
В социологии мотивация рассматривается как
(*ответ*) осознаваемая потребность человека в достижении определенных благ
воздействие внешних объективных условий
подсознательное побуждение к действию
стремление к самореализации
В условиях патернализма
(*ответ*) организация труда имеет достаточно гибкий характер, исполнители могут периодически замещать друг друга в напряженных ситуациях
(*ответ*) иерархичность отношений четко выражена, и права «хозяина» неоспоримы
отношения имеют подчеркнуто неформальный характер
отчетливо выражено стремление принимать решения коллегиально
Ведущим направлением экономической социологии неоклассического этапа является
(*ответ*) функционализм
институционализм
утилитаристский позитивизм
органицистский позитивизм
Вертикальное разделение предметной области социологии труда
общетеоретический уровень < определяет общефилософские, ценностно-нормативные предпосылки исследований
уровень общесоциологической теории труда < применяет логико-дедуктивные модели, мысленный эксперимент, кросс-культурные и историко-сравнительные исследования
частно-теоретический уровень < подразумевает использование средств концептуального обобщения, основанного на эмпирических исследованиях
прикладной уровень < включает крупномасштабные и локальные средства эмпирического исследования
Взгляды критиков модели «экономического человека» на классическом этапе (по В.В.Радаеву)
К.Маркс < человек – продукт человеческих условий, «совокупность всех общественных отношений»; помимо индивидуального эгоизма существует эгоизм коллективный
Э.Дюркгейм < экономизм не может быть использован для объяснения социальных явлений
В.Зомбарт < хозяйственной системе присущ не только определенный уровень использования техники, но и характерный образ хозяйственной мысли, «дух хозяйственной эпохи», уклад хозяйственного мышления
Г.Зиммель < элементарные экономические взаимодействия – есть обмен в актах субъективного взаимного оценивания
Т.Веблен < акцентирует внимание на «праздном классе», на присущее ему стремление поддерживать особый элитарный статус, определенный уровень престижного потребления
Й.Шумпетер < необходимо изучать не мотивы и склонности индивидов, но и общественные институты, а также социальные классы
Виды неформальных позиций в организационной иерархии:
(*ответ*) дискриминационная
(*ответ*) деспотическая
(*ответ*) лидерская
сословно-кастовая
бюрократическая
демократическая
Внутренние и внешние сегменты рынка труда выделяются по следующему основанию:
(*ответ*) способу заполнения рабочих мест
степени возможности вертикальной мобильности
размеру предприятия
уровню квалификации работников
Возникновение доктрины «человеческих отношений» связано с именем
(*ответ*) Э.Мэйо
Э.Дейла
К.Левина
А.Райса