Типичные полиэтнические государства
Южная Азия < Индия
Юго-Восточная Азия < Индонезия
Африка < Нигерия
Средний Восток < Иран
Восточная Азия < Вьетнам, Китай
Типологизация функций государства по различным основаниям
по способу осуществления < регулятивные (создание правовых норм), исполнительно-распорядительные (организация текущей деятельности) и охранительные (обеспечение выполнения норм и наказание нарушителей)
по критериям значимости < основные и неосновные
по характеру тех социальных сфер, в которых они проявляются < внутренние, внешние
актуальность функций < постоянные и временные
Типология государства
по типу правящих классов < рабовладельческое, феодальное, капиталистическое
по форме правления < монархия, республика
по форме государственного устройства < унитарное государство, федерация, конфедерация
по виду политического режима < демократическое, тоталитарное, авторитарное государство
Типология федерализма по различным основаниям
виды правовых актов, основывающих федерацию < конституционный, конституционно-договорной
принцип концентрации политической власти < союзное федеративное государство и децентрализованная федерация
разделение государственной власти по вертикали < делегированный, децентрализованный
характер и степень взаимосвязанности субъектов федерации в системе разделения государственной власти < дуалистический, кооперативный
Типология федерализма с точки зрения реального соотношения сил, сложившегося между центром и субъектами федерации (по К.Кернагану и Д.Сигелю)
квазифедерализм< декларируется федеративное устройство, но практически сохраняется полный диктат центра; субъекты федерации представляют собой обычный уровень иерархической управленческой пирамиды централизованного государства
классический федерализм < основной принцип - разделение власти между центральным и региональным правительствами, при котором каждое из них в пределах своей компетенции координирует свои действия самостоятельно в условиях относительной автономии
кооперативный федерализм < форма федерализма, при которой идет процесс постепенной «притирки» и согласования позиций между уровнями управления, при этом не столько законодательным и судебным путем, сколько наработкой опыта взаимодействия
исполнительный федерализм < концентрация и централизация власти высшими органами исполнительной власти как федерации в целом, так и ее субъектов, контроль за отношениями между центром и регионами со стороны политиков и официальных лиц с широким кругом функциональных интересов
чрезвычайный федерализм < существует в период глубоких социальных и экономических потрясений (войны, великая депрессия и т.п.); субъекты федерации добровольно передают часть своей компетенции центру на определенный период времени
федерализм с двойным лицом < субъекты федерации находятся в неравном правовом положении, имеют различный конституционный статус, реальные права и возможности
Титульная нация
(*ответ*) является эквивалентом термина «коренная нация»
(*ответ*) это нация, давшая название государству
представляет собой доминирующую нацию
редко требует привилегировонного положения
Традиционно выделяют три ветви власти: исполнительную, законодательную и
(*ответ*) судебную
Унитаризм, как форма государственного устройства,
(*ответ*) предполагает многоступенчатое административно-территориальное деление
(*ответ*) может предоставить возможность этнического представительства на уровне местного самоопределения, включив его в государственную вертикаль
предпочтителен в государствах, где этнические группы проживают компактно
не совместим ни с какой формой самоопределения этноса
Унитарное государство
(*ответ*) может существовать самостоятельно как суверенное государство, а может входить в другое государство на федеративных началах
(*ответ*) представляет собой политически и юридически единое, целое, монолитное государство
предполагает распределение государственной власти как вертикально, так и горизонтально
может быть дуалистическим или кооперативным