Либеральный (территориальный) национализм (по Э.Хобсбауму)
(*ответ*) сформировался в период Великой Французской и Американской революций
(*ответ*) связывает нацию с понятием прав человека и с принципом суверенитета народа
получает массовый характер в результате Первой и Второй мировых войн
вызван к жизни кризисом европейской рационалистической цивилизации
Лингвистический (культурный) национализм (по Э.Хобсбауму)
(*ответ*) утверждает, что любая народность, которая считает себя нацией, может добиваться права на самоопределение вплоть до создания собственного государства
разделяет народы на исторические и неисторические
выделяет следующие критерии национальности: этнос, язык
противопоставляет себя движению за великодержавное развитие национальных государств
Логика (этапы) формирования движения за сецессию
1 этап < актуализация этнической идентичности группы с опорой на активизацию исторического сознания этноса, что делается представителями гуманитарной интеллигенции
2 этап < формирование политической партии (т.е. институционализация движения)
3 этап < мобилизационная деятельность партии, направленная на расширение социальной базы сепаратизма
4 этап < превращение сепаратистских требований в психологическую установку, т.е. перевод этих требований на нерационализируемый эмоциональный уровень
Мнение о том, что самоопределение народов является не правовым, а политическим или моральным принципом, поддерживают и развивают такие исследователи, как
(*ответ*) А.Кассезе
(*ответ*) Дж.Кроуфорд
Р.Эмерсон
А.Этциони
На фазе выработки авто- и гетеростереотипов
(*ответ*) складываются представления о национальном характере, психическом складе, темпераменте типичного представителя общности
(*ответ*) используются следующие термины: «модальная личность», «этноиндивидуальность»
осознаются психологические особенности своего этноса и особенности других этнических общностей
мифологизируется прошлое общности
На фазе этнодифференциации
(*ответ*) происходит осознание особенностей своей общности, отличий «мы» от «они»
(*ответ*) определяется этноним
складываются представления о национальном характере, психическом складе, темпераменте типичного представителя общности
формируются представления о социально-исторических задачах нации
Наиболее значительные труды о национализме, опубликованные в 80-е гг. XXв.
Дж.Армстронг < «Нации до национализма» (1982г.)
Б.Андерсон < «Воображаемые общности» (1983г.)
Э.Геллнер < «Нации и национализм» (1983г.)
Э.Смит < «Этнические истоки наций» (1986г.)
Наиболее типичные мифологемы и соответствующие им стереотипы в русской политической мифологии
самомистификация и идеализация < «Святая Русь», незавоевательный характер русской истории, альтруистическое отношение к нерусским народам, входившим в состав страны, особое предназначение русского народа
понимание русской нации как целостности, образуемой вековыми традициями < «историческая территория», «православие, самодержавие, народность», «русскость» -«главная доминанта нашего времени»
представление о грозящей нации опасности < «сегодня мы на краю пропасти», «роковой момент русской судьбы», поиски «врагов»
гиперболизация самобытности русского исторического опыта < «русский путь», «цивилизация особого типа»
Намеренное воздействие волевого авторитета национальных лидеров на часть населения с намерением достижения своих целей, основанное на грубом, одностороннем осмыслении, истолковании событий общественной жизни, носит название
(*ответ*) «националистическая демагогия»
«заигрывание с национальными чувствами»
«национальные иллюзии»
«моделирование национализма»
Национализм может проявляться в двух формах: в форме национального чувства и в форме национального
(*ответ*) сознания
настроения
поведения
инстинкта