Исследования Дарвина, Фрейда и других учёных, казалось бы, развенчивали все прежние ценности. Но они помогали людям по-новому осмыслить привычные понятия, критически взглянуть на свои страсти и инстинкты, чтобы сдерживать и контролировать их. На рубеже XIX-XX вв. это стало особенно важным, так как изменения в сознании человека не всегда оборачивались пользой для общества. Довольно широкое распространение получили неверие в разум и прогресс, эгоизм и даже нигилизм (т. е. отрицание всего, всех культурных, моральных и прочих ценностей)
Это и позволило ряду мыслителей говорить на рубеже XIX - XX вв. о тяжёлом кризисе цивилизации. Некоторые мыслители в той или иной форме давали понять, что к началу XX в, европейская цивилизация, добившись предельных успехов, переживала тяжелую болезнь, подобно тому как в конце даже самой яркой жизни всё равно наступает смерть. Именно такую картину рисовал в своём главном труде «Закат Европы» видный немецкий философ Освальд Шпенглер (1880-1936).
Но время показало, что «закат» был только кажущимся. Кризисные явления в политике и экономике, в настроениях общества не стали определяющими для его развития и в целом успешно преодолевались.