Основные задачи | Способы решения | Результаты | |
I этап (1801-1812/14 гг.) Отмена деспотических распоряжений Павла I | 2 апреля 1801 г. — восстановление Жалованных грамот дворянству и городам. 2 апреля 1801 г. — указ об упразднении Тайной экспедиции — органа политического сыска. 15 марта 1801 г. — указ о возвращении репрессированных Павлом I | Либерализация общественной жизни | |
Усовершенствование государственного строя России под влиянием прогрессивных сил | 1801 г. — создание Негласного комитета (П.А. Строганов, А.А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей — друзья Александра I с юности). К деятельности комитета был привлечён М.М. Сперанский 8 сентября 1802 г. — учреждение министерств (от лат.— служба, должность) (в 1802 г. — 8 министерств): министры единолично (а не коллегиально) принимали решения и несли за них персональную ответственность 1802 г. — создание Комитета министров. 8 сентября 1802 г. — указ, расширяющий права Сената: объявление его «хранителем законов», высшей судебной инстанцией, органом надзора за администрацией 1 января 1810 г. — учреждение по предложению М. М. Сперанского Государственного совета (просуществовал до 1917 г.) | Появление неофициального органа,стремившегося провести широкие преобразования либеральной направленности Завершение процесса реорганизации петровской системы центрального управления Появление органа, координирующего деятельность министерств Функции Сената оказались призрачными Появление законосовещательного органа при императоре | |
Изменения в крестьянском законодательстве | 12 декабря 1801 г. — указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными крестьянами | Начало буржуазного землевладения в России |
20 февраля 1803 г. — указ «о вольных (свободных) хлебопашцах»: землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землёй за выкуп | Этот акт имел в большей степени моральное, нежели практическое значение |
10 марта 1809 г. — указ, запрещавший помещикам ссылать крестьян в Сибирь; запрет публиковать объявления о продаже крестьян. 1804-1805 гг. — запрещение в Лифляндской и Эстляндской губерниях продавать крестьян без земли. Повинности крестьян в пользу помещиков фиксировались, вводилось крестьянское самоуправление | Ограничение в определённой степени крепостного права |
Преобразования в сфере народного образования | 1803 г. — новое положение «Об устройстве учебных заведений»: единая система школ — 4 ступени: приходские училища (при церкви) — 1 год, уездные (для горожан) — 2 года, губернские гимназии — 4 года, университеты (для дворян). Открытие университетов: 1802 г. — в Дерпте; 1803 г. — в Вильно, в 1804 г. — в Харькове и Казани. 1804 г. — открытие Главного педагогического института в Санкт-Петербурге, преобразованного в 1819 г. — в университет. 1804 г. — университетский устав: закрепление автономии университетов. | Либерализация и развитие системы образования |
Преобразования в сфере народного образования | Создание привилегированных лицеев: 1805 г. — Демидовского в Ярославле; 1811 г. — Царскосельского. 1804 г. — издание достаточно либерального по характеру цензурного устава | |
II этап (1812/ 14-1825 гг.) Попытка решения крестьянского вопроса | Указы об освобождении крестьян Эстляндской (1816 г.), Курлянд-ской (1817 г.), Лифляндской (1819 г.) губерний от крепостной зависимости (без земли) | Крестьяне, получив личную свободу, но лишившись при этом права на землю, оказались в полной зависимости от помещика |
1818 г. — проект генерала графа А.А. Аракчеева: покупка государством помещичьих земель и наделение крестьян землёй (по 2 десятины на душу). 1819 г. — проект министра финансов и уделов Д.А. Гурьева: разрушение крестьянской общины и формирование хозяйств фермерского типа | Оба проекта одобрены Александром I, но ни один из них так и не был реализован |
1822 г. — восстановление права помещиков отправлять крепостных крестьян «за дурные проступки» на поселение в Сибирь | Расширение прав помещиков в отношении крепостных |
Осуществление конституционных идей | 27 ноября 1815 г. — введение Конституции в Царстве Польском, входившем в состав Российской империи, учреждение выборного двухпалатного парламента (сейма) | Польша стала конституционной монархией |
1818 г. — поручение, данное Александром I H.H. Новосильцеву, подготовить проект конституции | 1821 г. —проект конституции под названием «Государственная уставная грамота Российской империи» подготовлен |
| «Государственная уставная грамота Российской империи»: • законосовещательный парламент из двух палат (Сенат, Посольская палата); • разделение страны на 12 наме-стничеств | Данный конституционный документ не был обнародован и введён в действие |
Снижение расходов на армию, создание резерва обученных войск | 1810—1857 гг. — военные поселения — особая организация войск в России, совмещавших военную службу с занятием сельским хозяйством (организатор: А.А. Аракчеев). Созданы в Новгородской, Херсонской, Витебской, Подольской, Киевской губерниях, на Кавказе | Жестокий режим и строгая регламентация привели к восстаниям в Чугу-еве(1819г.), Новгороде (1831г.) |
Изменение политики в сфере образования | 1817 г. — преобразование Министерства просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения (глава — обер-прокурор Синода А.Н. Голицын). 1819 г. — 11 профессоров Казанского университета были уволены за вольнодумство. Опала в Московском университете. Ужесточение цензуры | Усиление влияния церкви и религии. Гонения на просвещение и печать |