пример выполненной работы
1. Используя источники биологической информации сравнить искусственный и естественный отборы. Результаты оформить в таблицы 1 и 2
Таблица 1.Сравнение искусственного и естественного отбора
Показатели | Искусственный отбор | Естественный отбор |
Исходный материал для отбора | Индивидуальные признаки организма | Индивидуальные признаки организма
|
Отбирающий фактор | Человек | Условия среды (живая и неживая природа) |
благоприятных | Отбираются, становятся производительными | Остаются, накаплива-ются, передаются по наследству |
неблагоприятных | Отбираются, бракуются, уничтожаются | Уничтожаются в борьбе за существование |
Характер действия | Творческий — нап-равленное накопление признаков на пользу человека | Творческий — отбор приспособительных при знаков на пользу особи, популяции, вида, приво-дящий к возникновению новых форм |
Результат отбора | Новые сорта растений, породы животных, штам-мы микроорганизмов | Новые виды |
Формы отбора | Массовый; индивидуальный; бессознательный (стихийный);
методический (сознательный) | Движущий, поддерживающий укло-нения в изменяющихся условиях среды; стабилизирующий.
поддерживающий посто-янство средней нормы реакции при неизменных условиях среды |
Таблица 2. Особенности эволюции культурных форм и природных видов.
Особенности эволюционного процесса | Эволюция культурных форм | Эволюция видов в природе |
Предпосылки и движущие силы эволюции | Наследственная изменчивость. Искусственный отбор | Наследственная изменчивость. Борьба за существование. Естественный отбор |
Темпы эволюции | Быстрые (на создание сорта иди породы требуется от 8—10 до 20 лет) | Медленные (тысячи и миллионы лет) |
Результаты | Многообразие сортов, пород | Многообразие видов |
Приспособленность | Живые организмы приспо-соблены к нуждам чело-века. Формы, обладающие менее полезными свойст-вами, выбраковываются. | Живые организмы приспо-соблены к условиям среды. Формы, обладающие менее полезными признаками, вымирают. |
ВЫВОД: Из таблиц видно, что если естественный отбор ведет к эволюции видов в природе, к приспособленности особей вида к условиям окружающей среды, то отбор, производимый человеком, не является формой биологической эволюции. Например, можно сказать, что сорта растений и породы животных исключены из эволюции (в этом случае речь идет только об эволюции породы или сорта), так как, находясь под постоянной зашитой человека, они не вступают в борьбу за существование, или ее действие в значительной степени снижено. В результате особи различных культурных растений и пород животных оказываются приспособлены не столько к условиям окружающей среды, сколько к нуждам и потребностям человека. И если по каким-либо причинам сорта или породы оказываются без защиты человека, то они либо быстро гибнут, не выдерживая конкуренции со своими дикими сородичами, либо утрачивают сортовые и породные качества (вырождаются).
3. Рассмотрите предложенные сорта яблок. Результаты заполните в таблицу. Составим сравнительную таблицу: дикого яблока, семеренки и голден.
Признак сравнения | Дикая яблоня | Семеренко | Голден |
Размеры плода | Некрупные | Средние или больше среднего, реже крупные | Крупные |
Вкус | Кислый | Вино - сладкий, несколько пряный вкус | Выражено сладкий |
Мякоть | Жесткая | Средняя по жесткости | Мягкие |
Цвет | Зеленый, красно-зеленый | Кожура светло-зелёная или ярко-зеленая. | Кожура желтая |
Время созревания | Август -сентябрь | Август - сентябрь | Август |
ВЫВОД: у дикой, яблони плоды некрупные, кислые, твердые. У сортовых яблок плоды, крупные, мягкие, сладкие, часто время созревания раньше, чем у дикой. А так же они хранятся дольше. У культурных растений или одомашненных пород животных одомашненных животных всегда выражены необходимые человеку признаки, потому, что люди производили искусственный отбор, в результате которого отбирались наиболее ценные особи с определенным признаком.