Изучите памятки (см. часть 2 учебника) и аргументированно ответьте, к каким из них вы будете обращаться при выполнении данного упражнения.
2. Выразительно прочитайте текст, определите его основную мысль, подберите заголовок. С помощью толкового словарика установите, в каком значении употреблено слово история и почему оно написано с прописной буквы. Какие ещё слова написаны с большой буквы и почему? Объясните также значения выделенных слов.
Мою первую учительницу звали... К стыду своему, я совсем забыл имя, но хорошо помню её. Худощавая, строгая, ровная, неулыбчивая, всегда одетая в тёмное, из которого вырывались ослепительно белоснежные кружевные воротнички и манжеты, она представлялась нам, первоклашкам, очень старой, из прошлого века.
В один из выходных она велела собраться у школы, однако не всем, а тем, кто хочет пойти на экскурсию. Я пришёл одним из первых. Учительница пересчитала нас, вывела к знаменитым смоленским часам. Под ними назначались все свидания, от них шло измерение во всех направлениях. Мы погрузились в маленький, шустрый, звонкий смоленский трамвай и покатили вниз, к Днепру; выбрались из старого Смоленска, переехали по мосту через Днепр, сошли у рынка вместе с учительницей и под её предводительством переулками, садами и двориками вышли к дубу.
«Это самый древний житель нашего города», — сказала учительница. Может, она сказала не так, но суть её слов заключалась в том, что этот дуб — остаток священной рощи кривичей, которые жили в селении неподалёку от Смоленска. По-моему, Смоленска в те далёкие времена ещё и не было, возник он позднее, когда по Днепру наладилась регулярная торговля. Именно здесь, на сосновых берегах, где смолили суда, молились богам в священной роще, и вырос постепенно город, в названии которого сохранился не только труд его первых жителей, но и аромат его красных боров.
Я прикоснулся к дубу раньше, чем учительница велела это сделать, Я до сей поры помню его грубую теплоту: удивительную теплоту ладоней, пота и крови моих предков, вечно живую теплоту Истории. Тогда я впервые прикоснулся к прошлому, впервые ощутил это прошлое, проникся его величием и стал безмерно богатым от этой любви к Родине, к её истории, А сейчас с ужасом думаю, каким бы я стал, если бы не встретился со своей первой учительницей, которая видела долг свой не в том, чтобы, вбив в голову знания, вылепить из детей будущих роботов-специалистов, а в том, чтобы воспитать Граждан Отечества своего. (По Б. Васильеву)
3. Проведите пунктуационный анализ текста.
4. Определите, какая информация является наиболее важной в каждом абзаце, письменно передайте её с помощью одной фразы.
5. Внимательно изучите схемы «Виды речевой деятельности» и «Основные виды аудирования и чтения», помещённые на форзаце учебника. Объясните, какие виды речевой деятельности активно использованы вами при выполнении данного упражнения. Отвечая на этот вопрос, используйте материалы упр. 14 (ем. часть 2 учебника).
6. Кто больше? Из второго абзаца выпишите слова, в корнях которых происходит чередование гласных или согласных.