Сначала отход от старых традиций казался новым и интересным, но потом писатели и читатели устали от обилия «чернухи», вычурности, жестокости в литературе и начали возвращаться к традициям русской культуры. Иногда эту прозу и поэзию, осознанно отошедшую от реализма (якобы усталого, «изношенною» метода), называют условно-фантасмагорической, сюрреалистической волной, включающей элементы сновидений, галлюцинаций, ориентированной на процесс всеобщей, как говорят, «визуализации» культуры, т.е. перевола ее на язык телевидения, видео, Интернета.
Реализм 80-90-X годов, отвергнув прямолинейные схемы, иллюстративность, утопизм мечтаний, псевдомасштабность, понимание прекрасного как лакированного, не остался равнодушным и к условно-метафорическому языку, и к символике, к иронии, к притче Обилие маргинальных типов говорит о болезни всего российского общества, вырождении нации, падение нравов среди интеллигенции.
Усиление христианских мотивов связано с надеждами на возрождение, духовное исцеление русской нации на исходе кровавого, жестокого 20 века