Е. Носову оказалась посильна сложнейшая творческая задача -объединить в своем творчестве темы войны и деревни. Соотношение этих тем на разных этапах творчества писателя разное, что сказывается в особенностях построения сюжета. В прозе 60-к - 70-х на первом плане находится деревня, ее «насущные проблемы». .. В отдельных случаях это мотив, реализующийся в одном произведении, а иногда - в целом ряде произведений, посвященных военной тематике.
Именно о человеке, об остающейся в нем нравственной силе, о его чувстве Родины, говорит и особый, «негромкий» военный эпос Евгения Носова. Его повести «Красное вино победы» (быт госпитальной палаты в 1945 году), «Шопен, соната № 2» (открытие памятника павшим) и «Усвятские шлемоносцы» (эпическая фреска о проводах на фронт в 1941 году) — это война без войны В этом эпосе нет сражений, нет геройств, нет подвигов, он говорит о человеке, еще только идущем на войну, как Касьян, или уже выпавшем из ее смертного водоворота, как от ран умирающий ездовой Копешкин («Красное вино победы»). Но как очевидна в этом эпосе именно «завязь характеров», молчаливое восхищение автора тем, что после всех испытаний человек в них остается человеком, не теряет образа Родины в памяти.