1. На основе прочитанного материала проанализируйте рисунок
Рис.1. Эмбрионы позвоночных животных на разных стадиях развития.
2. Результаты анализа черт сходства и отличия зародышей позвоночных занесите в таблицу
Таблица Черты сходства и отличия зародышей, позвоночных на разных стадиях развития
Класс позвоночных животных | Оплодотворение | Форма развития зародыша | Место развития зародыша |
Рыбы | Наружное | Яйцо | Водная среда |
Земноводные | Наружное | Яйцо | Водная среда |
Пресмыкающиеся | Внутреннее | Яйцо | Наземно-воздушная среда |
Птицы | Внутреннее | Яйцо | Наземно-воздушная среда |
Млекопитающие | Внутреннее | Яйцо | Организм животного |
Человек (Млекопитающие) | Внутреннее | Яйцо | Организм человека |
Вывод: млекопитающие имеют большие возможности для сохранения и выживания видов в природе, поскольку развитие зародыша происходит в организме матери, развит инстинкт заботы о потомстве. На шестом-седьмом месяце развития человеческий зародыш больше всего похож на зародыш человекообразных обезьян — гориллы и шимпанзе. Его тело почти сплошь покрыто волосами, которые к рождению исчезают. Пропорции тела зародыша в это время ближе к таковым у обезьян, чем у людей и мозг сходен с мозгом обезьяны. Сходство с зародышами антропоидов сохраняется наибольшее время. В процессе развития зародыша общие признаки, присущие типам и классам животных, проявляются раньше, чем особенности рода и вида. Эта закономерность является общей в развитии зародышей позвоночных животных и получила название биогенетического закона. Сходство на ранних стадиях развития зародыша человека и животных объясняется тем, что человек прошел сложный путь исторического развития, продолжавшийся миллионы лет. Этот путь в основных чертах отражается в развитии человеческого зародыша.