Прослушайте фрагмент рассказа К. Паустовского «Прощание с летом». Выскажите устно своё отношение к прочитанному.
(1) Несколько дней лил, не переставая, х..лодный дож..ь. В саду шумел мокрый ветер. В ч..тыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и з..мля уходит всё дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.
(2) Был конец ноября - - самое грустное время в д..ревне. Кот спал весь день, св-.рнувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда тёмная вода хл. .стала в окна.
(3) Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал...
(4) Лучше всего было по вечерам. Мы затапливали печи. Шумел огонь, багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах и на старой гравюре — портрете художника Брюллова.
(5) Ярко горели лампы, и всё пел и пел свою нехитрую песню медный самовар-инвалид. Как только его вносили в комнату, в ней сразу становилось уютно -может быть, оттого, что стёкла запотевали и не было видно одинокой берёзовой ветки, день и ночь стучавшей в окно.
(6) После чая мы садились у печки и читали. В такие вечера приятнее всего было читать очень длинные и трогательные романы Чарльза Диккенса или перелистывать тяжёлые тома журналов «Нива» и «Живописное обозрение» за старые годы.
(7) По н..чам часто плакал во сне Фунтик — маленькая рыжая такса. Прих..дилось вст..вать и закутывать его тёплой пь.рстяной тряпкой. Фунтик благодарил сквозь сон, осторожно лизал руку и, взд..хнув, засыпал. Т..мнота шумела за стенами плеском дождя и ударами ветра, и страшно было подумать о тех, кого, может быть, застигла эта ненастная ночь в непроглядных лесах.
Выполните задания.
1. Почему автор назвал медный самовар инвалидом?
2. Как вы думаете, почему, по мнению автора, «конец ноября -самое грустное время в деревне»?
3. Выпишите из 1-го и 2-го абзацев слова и сочетания слов, которые помогают представить осень.
4. Перепишите 1-й и 2-й абзацы, вставляя пропущенные буквы,
5. Выпишите из текста имена собственные.
3. Выпишите из 4-го и 5-го абзацев словосочетания, которые помогают представить уютную комнату.
4. Перепишите 7-й абзац, вставляя пропущенные буквы.
5. Выпишите из текста не менее пяти слов, написание которых надо проверять по орфографическому словарю.
6. Подробно перескажите (письменно) последние два абзаца.