Право на обращения имеет каждый дееспособный гражданин РФ. Граждане могут обращаться в любую государственную организацию и по любому волнующему их вопросу. Государственные служащие должны в пределах своей компетенции и в установленные сроки рассмотреть обращения граждан, принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. Итак, рассмотрим какие виды обращений существуют в нашем государстве.
Федеральным законом от 02.05.2006 г. 59 — ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» выделяется три вида обращений граждан. Это предложение, заявление, жалоба. Предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативно-правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Предложения является одной из важнейших форм реализации права граждан на участие в управлении. Оно не связано с нарушением права граждан, а направлено на улучшение или изменение существующего порядка. Следующая форма обращений это — заявление, т. е. просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод. Таким способом гражданин реализует свои законные права и интересы, а также право на участие в управлении делами государства путем информирования о различных недостатках и недочетах. Далее следует жалоба-просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. С жалобой обращаются, если нарушены права и свободы гражданина, закрепленные законодательством. Существуют формы обращений, которые не упоминаются в данном ФЗ, но они также рассматриваются наряду с указанными видами. Это ходатайство, петиция и письма-сигналы. Каждый гражданин может обратиться в органы власти с любым из видов обращений. Обращения в органы государственной власти могут поступать в устной форме на личном приеме, который проводится согласно графику приема граждан. Также через почтовую связь, в электронном виде. Обращения, направленные в государственные органы и органы местного самоуправления, рассматриваются в соответствии с ФЗ от 02.05.2006 г. 59 — ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», законами субъектов РФ и иными нормативно-правовыми актами. Для того, чтобы обращение гражданина поступило в надлежащий орган и было рассмотрено, существует ряд требований. В письменном обращении должны содержаться следующие сведения: фамилия, имя, отчество; почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ; изложение сути обращения; личная подпись и дата. Текст обращения может быть написан в свободной форме, но корректным читаемым почерком. Если текст сообщения невозможно прочитать, такие обращения возвращаются адресату. Не подлежат рассмотрению анонимные обращения. В случае, если в обращении содержится информации о готовящемся преступлении или теракте, то оно направляется в соответствующие органы и ответ по ним не дается. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к обращению документы и материалы, либо их копии. При этом регистрации и учету подлежат все обращения, поступившие в орган государственной власти и орган местного самоуправления.