Становление и развитие музыкальной культуры в значительной степени определялось этническим составом населения. Превалирующим здесь было взаимовлияние и взаимопроникновение украинской и русской народно-песенных традиций, имевших языковую и интонационно-напевную гармоническую общность. Певческий опыт приобретался как в период коллективных сельскохозяйственных работ, так и во время военной службы, а также ежегодных казачьих лагерных сборов. Хоровое пение было традиционным атрибутом календарных и семейно-бытовых обрядов, праздничных застолий, танцев, хороводов и игр «на улице». Начиная с 80-х годов XIX в. заметной фигурой в творческом мире Кубанской области становится Аким Дмитриевич Бигдай (1855 - -1909) - собиратель народных песен, один из организаторов Екатеринодарского отделения ИРМО и музыкальных классов при нём, композитор-любитель. В 1896 г. он возглавил Екатеринодарский кружок любителей музыки и драматического искусства и в качестве режиссёра осуществил постановку двух украинских опер («Рождественская ночь» Н. Лысенко и «Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артемовского). Главный труд Бигдая -сборник «Песни кубанских казаков» с 556 песнями черноморских и линейных казаков, состоящий из четырнадцати выпусков. Несмотря на то что сборники составлялись энтузиастами-любителями, а потому имели существенные недостатки, они представляют несомненную ценность как один из первых опытов собирания песен на Кубани.