- Вспомните, что такое безусловный и условный рефлексы. Приведите примеры.
- Учитель информирует учащихся о природе коленного рефлекса.
Под коленной чашечкой располагается сухожилие четырехглавой мышцы бедра. (Испытуемый должен сесть на стул, сложить руки в замок и сжать их. Положить ногу на ногу)
Если экспериментатор легко ударит ребром ладони по сухожилию четырехглавой мышцы бедра, нога испытуемого подскачет. Это и есть коленный рефлекс.
При ударе сухожилие прогибается и тянет за собой мышцу. Мышца растягивается, что вызывает раздражения воспринимающих нервных окончаний. Возникающий при этом поток импульсов по центростремительным нейронам доходит до спинного мозга, а оттуда по центробежным нейронам возвращается к мышце, вызывая ее сокращение.
- Учащиеся, работающие в паре, друг на друге демонстрируют природу коленного рефлекса.
- Учащиеся зарисовывают рефлекторную дугу коленного рефлекса, обозначив цветом и цифрами ее части.
Схема рефлекторной дуги:
- - рецепторы (окончания чувствительного, или центростремительного нейрона);
- - тело чувствительного, или центростремительного нейрона;
- - вставочный, или промежуточный нейрон;
- - тело двигательного, или центробежного нейрона;
- - окончание двигательного, или центростремительного, нейрона в мышце