пример выполненной работы
1. Рассмотрите коллекции, гербарные материалы (побеги, плоды, цветки) представителей цветковых растений (рябины, черемухи, вяза, липы, клена, вишни и др.):
- определите систематическую принадлежность изучаемых представителей;
- раскройте биологическое значение появления плода у цветковых растений;
- укажите признаки приспособленности плодов изучаемой группы растений к распространению;
- определите возможные пути эволюции изучаемых растений систематической группы (цветковых).
2. Результаты наблюдений запишите в таблицу (пример ответа дан).
Систематическая группа | Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции
| Биологическое значение приобретенных изменений
| Возможные пути эволюции данной систематической группы
|
Цветковые растения
| Появление цветка как органа размножения. Возникновение плода.
| Зародыш имеет диплоидный набор хромосом, его развитие происходит за счет питательных веществ семени, он хорошо защищен от неблагоприятных воздействий среды. Семена имеют многообразные приспособления к распространению.
| Ароморфоз
|
Клен остролистный (вид)
| Околоплодник имеет крыловидные кожистые выросты
| Плоды при опадании с дерева могут долго вращаться в воздухе и поэтому разносятся ветром на большие расстояния.
| Идиоадаптация
|
ВЫВОДЫ: все крупные систематические группы (отделы, типы, отряды) возникли путем ароморфозов. Мелкие систематические группы (семейства, роды, виды) возникают -в процессе эволюции путем идиоадаптации.